512F1, Lorenzo Bandini, Monaco 1965 (Looksmart)
This single-seater had an engine with the 12 horizontally opposed cylinders (rather too quickly and erroneously nicknamed boxers, even though the internal engineering is different) and was a beautiful but ill-fated creation. It debuted at the American GP in 1964 driven by Bandini, who would later almost always use it as an alternative to Surtees’ 158.
Although on paper, the horizontal cylinder engine is lower than the V engine and thus offers better road-holding, the 512 still suffered at the hands of Clark’s superior Lotus (the latter also won the Constructors’ and Drivers’ titles) and Graham Hill’s BRM, as they swept the boards in the 1965 season. The only break in their dominance came in the last race in Mexico, a surprise win by Ginther, who proved a revelation behind the wheel of his Honda.
Furthermore, the new rules that would come into force at the start of 1966 (three-litre naturally aspirated engines, and 1.5-litres with superchargers) saw almost all of the company’s energies devoted to developing a car for the coming season.
formula1.ferrari.com
Лоренцо Бандини
Второе место в Монако стало для итальянца Бандини лучшим результатом в сезоне 1965 года. Трасса в княжестве вообще сыграла в жизни Лоренцо особую роль – именно с ней были связаны решающие события в жизни гонщика.
Он появился на свет в колониальной Ливии, где его семья прожила некоторое время, прежде чем вернуться во Флоренцию. Когда мальчишке исполнилось 15 лет, его отец был найден мертвым, Бандини пришлось покинуть родной дом и перебраться в Милан. Ему повезло – он смог найти место механика в автомастерской. Чтобы свести концы с концами и хоть что-то отправлять матери, приходилось трудиться от зари до зари. Именно тогда Лоренцо обрел качества, которые так пригодятся ему в будущем – целеустремленность, хорошее знание техники и готовность работать, не покладая рук.
За несколько лет Бандини смог хорошо себя зарекомендовать. В то небольшое время, что оставалось свободным, молодой человек участвовал в любительских авто- и мотогонках. Хозяин мастерской, видя усердие своего механика (и зная о том, что на Лоренцо не без интереса поглядывает его дочка), в 1958 году арендовал для начинающего пилота Lancia Appia, на которой тот одержал победу в своем классе на престижной дорожной гонке Mille Miglia.
На протяжении следующих лет Бандини – вновь при поддержке будущего тестя – набирался опыта в молодежных формульных классах. Его высшим достижением стало четвертое место в мировом финале Формулы Junior 1960 года. По итогам сезона национальная автофедерация должна была назвать имя счастливчика, который получал неоценимый приз – возможность выступать в Формуле 1 на Ferrari. Лоренцо не без оснований полагал, что готов к такой роли. Каким же было его разочарование, когда выбор чиновников пал на Джанкарло Багетти!
Однако достижения Бандини не остались незамеченными – его пригласил в свою частную команду Гильермо Деи. За рулем Cooper T53 молодой пилот завоевал подиумы на внезачетных соревнованиях Ф1 в По и Неаполе, а также провел несколько этапов чемпионата. Нацеленность на успех, стремление бороться и технические знания в итоге позволили добиться главного – на него обратил внимание Энцо Феррари.
Лоренцо всегда был страстным поклонником Скудерии, и возможность оказаться в любимой команде стала для него высочайшей наградой. Благодаря открытости и трудолюбию он был тепло принят инженерами и механиками – и уже в скором времени утвердился в иерархии Ferrari на второй строчке – позади одного лишь быстрого и титулованного Джона Сёртиза. Показателен эпизод на Гран При Франции 1963 года, когда Бандини, остановившись из-за обрыва тросика акселератора, смог исправить неполадку при помощи проволоки, найденной на обочине – и бросился в погоню за соперниками. Энцо ценил в людях такие качества.
Впервые стартовав на алой машине в Гран При Монако, Лоренцо сходу финишировал третьим. Правда, поначалу в Формуле 1 он выступал нерегулярно – Коммендаторе определил Бандини в гонки на выносливость (молодой пилот оправдал доверие, победив в Ле-Мане). Но на помощь пришел старый знакомый Деи, выставлявший для Лоренцо частный BRM на этапы Гран При, а вскоре необходимость в этом окончательно отпала.
В сезоне 1964 года итальянец уже был одним из лидеров Формулы 1. Он трижды финишировал на третьей позиции, открыл счет победам в австрийском Цельтвеге – и стал четвертым по итогам сезона. В ту пору Скудерия переживала не самый простой период, но и в следующем году Лоренцо делал все, что в его силах – лучшим результатом стало второе место в Монако.
В 1966-м Маранелло со скандалом покинул Сёртиз. Бандини всегда был очень дружен с Джоном – и теперь волновался, справится ли он с непростой ролью лидера команды. Остаток чемпионата сложился для гонщика неудачно – он не раз занимал хорошую позицию по ходу дистанции, даже лидировал, но добиться хорошего результата не смог.
Потому-то Лоренцо связывал такие надежды со стартом нового сезона. После увольнения менеджера Драгони ситуация в Скудерии стала меняться к лучшему, а новая машина модели 312 сулила рост результатов. Ferrari не поехала зимой в Южную Африку, чтобы взять старт чемпионата со второго этапа в Монако. Бандини начал гонку вторым, вышел в лидеры, но большую часть дистанции занимал второе место, вплотную следуя за опытным Дэнни Хьюмом.
Авария Лоренцо Бандини на Гран При Монако 1967 года
Безумная погоня по городским улицам продолжалась два с лишним часа, когда на очередном круге, выезжая на набережную, итальянец зацепил колесом ограждение трассы. Машину отбросило в сторону, она врезалась в барьер, потом ещё раз, перевернулась и скрылась в огромном огненном шаре. Судьи сделали всё, что смогли, Бандини доставили в госпиталь с серьезными ожогами и несколькими переломами, но три дня спустя врачи вынуждены были признать свое поражение в борьбе за жизнь пилота…